Законодательные процессы в сфере генерирования и оборота криптовалюты
Тема криптовалюты периодически всплывает в СМИ и будоражит умы не только простых граждан, а и высоких чиновников, призванных защищать интересы тех самых граждан.
Так что же такое криптовалюта, и почему Центральный банк России категоричен и против легализации криптовалюты?
Не углубляясь в историю создания криптовалюты, остановимся на принципах её формирования, любая криптовалюта добывается посредством майнинга (от англ. mining — добыча полезных ископаемых) – процесс сложных математических расчетов с использованием мощных вычислительных устройств, вознаграждаемый криптовалютой за найденное правильное решение задачи в подборе определенного шифра, называемого хэш (от англ. hash) на основе технологии блокчейн (от англ. blockchain – цепочка из блоков).
Технология блокчейн – это строгая последовательность данных, состоящая из неразрывно связанных между собой блоков, содержащая информацию в виде криптографического шифра о совершенных операциях: транзакции, контракты, сделки в системе.
Основные преимущества технологии блокчейн в процессе добычи криптовалюты:
-
децентрализация системы — расчеты проводятся на разных технических устройствах, принадлежащих разным участникам,
-
прозрачность транзакций – информация о совершенных контрактах и транзакциях находится в открытом доступе для участников системы,
-
надежность – невозможно осуществить подмену данных, поскольку любое изменение происходит с согласия большинства.
Стоит отметить, что на начальном этапе генерации популярной криптовалюты Bitcoin затрачивалось мало времени и требовались незначительные технические ресурсы, но по мере увеличения объема добытой криптовалюты, для ускорения процесса расчета возросшего количества транзакций появилась необходимость в новых технических и программных решениях.
Так возникли криптофермы, базирующиеся на системе программных и аппаратных средств с большими вычислительными мощностями, а усовершенствованные технологии послужили толчком к появлению новых криптовалют. Сейчас в мире функционирует более 11 000 криптовалют.
Затраты на генерацию криптовалюты вполне реальны и состоят из электроэнергии и технического оснащения, но стоимость её обращения формируется исключительно от рыночного спроса и предложения участников рынка криптовалюты.
В настоящее время существует несколько криптовалютных бирж, различающиеся между собой надежностью работы, размером комиссии за торговые операции внутри площадки и вывод активов, удобством интерфейса, дополнительными возможностями и сервисом, наличием техподдержки.
Биржа |
Сайт |
Binance |
binance.com |
Huobi |
huobi.com |
Exmo |
exmo.me |
OKEx |
okex.com |
Bybit |
bybit.com |
Так в чем же особенность криптовалюты и почему она отличается от фиатных денег, традиционной формы выпуска (эмиссии) денег, которые обеспечиваются и контролируются государством?
Криптовалюта не принадлежит ни одному государству, не обеспечена золотовалютным резервом и децентрализована, подвержена высокой волатильности – резкому росту и стремительному падению.
Операции, связанные с покупкой и продажей криптовалюты, с точки зрения инвестирования, носят спекулятивный характер с высоким риском, транзакции анонимны, что может способствовать развитию теневого бизнеса и участвовать в финансировании терроризма.
Это и стало главной причиной опасений Центробанка России в признании криптовалюты, генерируемой майнингом, денежной единицей. Поэтому во вступившем с 1 января 2021 года законе №259-ФЗ от 31.07.2020 «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отсутствует понятие «криптовалюта», вместо него дано понятие «цифровая валюта» с имущественными признаками и введен запрет на её использование в качестве платежного средства.
Законом установлен запрет принимать оплату товаров, работ и услуг цифровой валютой. Это касается, в частности, российских юрлиц, а также физлиц, фактически находящихся в России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Имущественные признаки цифровой валюты позволяют наложить на неё взыскание в случае попадания под законы о банкротстве, о противодействии коррупции, об исполнительном производстве.
Доход от продажи имущества, которым является, в том числе цифровая валюта, облагается налогом. Но возникает эта обязанность только при конвертации цифровой валюты с участием банковской системы РФ. Для юридических лиц размер налога зависит от режима налогообложения (возможна упрощенная схема с 6% налогом), а для физических возникает обязанность декларирования дохода по форме 3-НДФЛ, с уплатой налога в размере 13% от дохода не превышающего 5 млн. руб., на доходы свыше ставка налога составляет 15%.
А как законодательно регулируется майнинг?
На данный момент Центробанк России не согласен с позицией Минфина по поводу легализации майнинга, предлагаемые правительством подходы к регулированию цифровых активов, по мнению председателя ЦБ, не позволяют нивелировать существующие риски и создают новые угрозы.
Основной аргумент правительства в пользу майнинга в России – это дешевая электроэнергия, возможность охлаждения оборудования за счет относительно низкой температуры окружающей среды, дополнительные рабочие места и пополнение бюджета за счет дополнительного объема налогов. Власти предлагают для стимулирования инвестиций в основной капитал обсуждать вопросы майнинга через создание дата-центров и соответствующей инфраструктуры.
Обсуждаемый в правительстве проект закона предусматривает легализацию участников процесса майнинга в России, посредством включения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствующий реестр. Использовать для этого центры обработки данных можно будет в случае, если собственник центра – российская компания.
В Минэкономразвития предлагают легализовать производство криптовалют в регионах, имеющих устойчивый профицит генерации электроэнергии. То есть в Иркутской, Мурманской, Новосибирской областях, Хабаровском и Красноярском краях, Хакасии.
Минфин предложил проводить все операции с криптовалютами через российские банки. Держателей криптокошельков в этом случае обяжут пройти упрощенную или полную идентификацию, открыв в кредитной организации электронный кошелек. Для отслеживания транзакций предлагается использовать сервис Росфинмониторинга «Прозрачный блокчейн», который позволит определять параметры операций по степени риска, отслеживать цепочки перемещения цифровых финансовых активов, создавать базу данных криптовалютных кошельков, связанных с противоправной деятельностью и финансированием терроризма.
Операторами обмена цифровых валют предложено сделать криптообменники и криптобиржи. К ним будут применяться требования по лицензированию: в частности, их обяжут иметь финансовые подушки безопасности по ликвидности и достаточности капитала. На российский рынок могут допустить и иностранные криптобиржи, но им надо будет открыть в стране представительства.
Будем надеяться, что принятые законодательные акты защитят интересы граждан в области генерирования и оборота криптовалюты на благо государству и их граждан.