Рейтинговый сравнительный анализ. (Методика и принципы)

14 августа 2019     2844

КОМПЛЕКСНАЯ РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ПРЕДПРИЯТИЙ

Комплексная оценка и рейтинговая система анализа проводятся с целью определения перечня надежных организаций и формирование ТОПа рекомендованных предприятий.

В основе сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния предприятия лежат результаты экспертного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Аналитические исследования соответствуют принципам универсальности, глобальности и проводятся среди всех предприятий и организаций страны.

В процессе реализации комплексной сравнительной оценки финансового состояния предприятий выделяются следующие этапы:

  • Получение и аналитическая оценка исходных данных за оцениваемый период;
  • Определение и обоснование системы показателей, используемых для рейтинговой оценки финансового состояния; 
  • Обработка и "кластеризация" исходных данных;
  • Расчет балльных значений показателей рейтинговой оценки;
  • Классификация (ранжирование) предприятий по рейтингу;
  • Экспертная оценка методологии и результатов ранжирования;
  • Публикация результатов

 

Рейтинговая оценка должна учитывать все наиболее значимые параметры финансово-хозяйственной и производственной деятельности предприятий. В процессе проведения ранжирования используются данные о рыночном потенциале предприятия, рентабельности его продукции, эффективности использования ресурсов и другие показатели. Выбор и обоснование исходных показателей финансово-хозяйственной деятельности осуществляется в соответствии с теорией финансового анализа и исходят из целей оценки.

Система показателей исходных показателей базируется на основе финансовых данных Государственной службы статистики (РОССТАТ), что позволяет  оценить результативность и объективность самого метода комплексной оценки. Анализ бухгалтерской отчётности предусматривает анализ ресурсов, их структуры, результатов хозяйствования, эффективности использования собственных и заёмных средств. Основой анализа является система показателей и аналитических таблиц, логика отбора и составления которых предполагает анализ состояния и динамики экономического потенциала предприятия, эффективности его использования.

Для рейтинговых рассчетов задаются критерии экспертного анализа и ряд парметров, которым должны соответствовать участники ранжирования в зависимости от типа исследования и задач конечного рейтинга. Аналитика проводится на основании показателей предыдущего отчетного периода, что обеспечивает построение Рейтинга фактических результатов.

В процессе обработки данных количество субъектов значительно сокращается, за счет исключения предприятий с неудовлетворительными показателями и неполными данными, в результате чего  в ранжировании участвуют уже только рекомендованные компании соответствующие критериям оценки.

В рамках всероссийского ранжирования предусмотрена аналитика Национального и регионального уровней с целью определения лучших предприятий страны, надежных и рекомендованных компаний в каждом регионе с учетом неравных экономических и ресурсных условий. В соответствии с типом рейтинга проводится кластеризация (распределение) предприятий и организаций за видами экономической деятельности и регионами.

При определении итогового показателя рейтинговой оценки является сравнение предприятий по каждому показателю финансового состояния с условным эталонным предприятием, имеющим наилучший параметр среди сравниваемых предприятий одного кластера. В результате базовым показателем отсчета для рейтинговой оценки состояния предприятия являются не субъективные мнения экспертов, а полученные в условиях реальной рыночной конкуренции наиболее высокие результаты среди сравниваемых субъектов. Данный подход наиболее соответствует практике рыночной конкуренции с учетом не равных региональных условий.


В общем виде метод сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния предприятия может быть представлен в виде последовательности следующих действий:

1) исходные данные представляются в виде матрицы т. е. таблицы, в которой по строкам записаны номера показателей, а по столбцам – номера предприятий;

2) по каждому показателю находится максимальное значение и заносится в столбец условного эталонного предприятия;

3) исходные матрицы предприятия стандартизируются в отношении соответствующего показателя эталонного предприятия

4) для каждого анализируемого предприятия значение его рейтинговой оценки определяется суммой баллов критериев оценки

5) предприятия упорядочиваются (ранжируются) в порядке убывания рейтинговой оценки. Наивысший рейтинг имеет предприятие с минимальными значениями сравнительной оценки. 
 

Рисунок 1. Пример экспертного ранжирования
 

Целью анализа функционирования предприятия является характеристика его экономического состояния и развития, результатов и эффективности хозяйственной деятельности в истекшем отчётном периоде или в динамике.
 

Количество предприятий внесенных в рейтинг ограничивается по каждому виду экономической деятельности, поскольку задачей рейтинговой оценки является  определение перечня надежных организаций и формирование ТОПа рекомендованных предприятий, а не публикация списков. Количество рекомендованных предприятий может зависеть от задачи рейтинга, количества компаний в регионе и отрасли, средних показателей по виду экономической деятельности, общего состояния отрасли с учетом факторов влияющих на общее экономическое состояние.


Рейтинг надежных партнеров в полной мере соответствует утвержденной методике сравнительного анализа. В рамках аналитики, организации удовлетворяющие критерии экспертного анализа, проходят рейтинговою сравнительную оценку по следующим критериям:
 

  • Коэффициент абсолютной ликвидности
  • Рентабельность продаж 
  • Рентабельность активов 
  • Рентабельность капитала 


По результатам ранжирования организация может быть включена в рейтинговую таблицу одной из трех категорий (ААА, АА, А+) с целью рассмотрения компании относительно равных организаций и определения рекомендованных предприятий среди разных категорий бизнеса. Вся информация относительно категории рейтинга, сегмента деятельности, регионального уровня аналитики и прочее указано в карте организации. Для просмотра оценки компании любой пользователь может ввести поисковый запрос на странице https://analit-centr.ru/analytics или перейти по прямой ссылке организации. 

 

Результаты исследований являются открытыми и доступны для использования в рекламных и информационных целях с обязательной ссылкой на источник.

Итоги аналитики проходят экспертную оценку, сравниваются и дополняются данными Государственной службы статистики, Межотраслевой рейтинговой компании и Рейтингового агенства FIRA.RU