Использование торгового знака без нарушения авторских прав
В современной ситуации усиленной конкуренции между рекламодателями у владельцев товарных знаков все чаще возникают проблемы с неправомерным использованием их торгового знака третьими лицами. С увеличением количества веб-ресурсов и, соответственно, контента, увеличилось количество недобросовестных авторов и рекламодателей, нарушающих авторские права собственников ТЗ. Но при этом следует заметить, что не каждое использование ТЗ в интернете может считаться нарушением прав.
Дело в том, что в законодательстве РФ детально не регламентировано использование товарного знака собственника без его разрешения.
Случаи, когда использование чужого ТЗ не является нарушением
1) Использование ТЗ с описательной и информационной целью. По сложившейся судебной практике простое упоминание ТЗ не является нарушением прав собственника. То есть, употребление чужого товарного знака на информационном портале или ресурсе в интернете не будет считаться нарушением, даже если на таких ресурсах реализуется однородная продукция. Здесь важным условием является отсутствие возможности смешения продукции, принадлежащей ресурсу, с продукцией собственника товарного знака.
2) Словесное обозначение ТЗ. При судебных тяжбах об интеллектуальных правах решение суда исходит из того, является ли использование словесного обозначения, которое входит в объем правовой охраны товарного знака, использованием в информационных целях. Нарушением прав на товарный знак нельзя назвать случаи, при которых:
• словесное обозначение использовано не для индивидуализации конкретного товара;
• ТЗ употребляется в словесной форме, а не в качестве изображения;
• ТЗ употребляется в письменной публикации или в устной форме;
• не создается возможность смешения товаров и, как следствие, потребители не будут введены в заблуждение насчет товаров, услуг, субъектов предпринимательской деятельности или экономической связи между ними.
3) Торговый знак используется в рекламе при сравнении товаров и услуг конкурентов. В таких случаях авторские права не нарушаются, но только при условии, что ТЗ конкурента использован не для обозначения товара рекламодателя, а лишь для сравнения товаров.
4) Использование названия товарного знака конкурента как ключевого слова в контекстной рекламе. При разборе подобного рода исков суд будет принимать решение, исходя из того, что правообладатель не имеет права ограничивать третьих лиц в указании товарного знака, если такое указание не нарушает авторские права (не направлено на индивидуализацию товаров, работ или услуг и не способно вызвать смешение товаров собственника с товарами рекламодателя). Это означает, что употребление сайтом ключевого слова, в котором ТЗ собственника сходно до степени смешения, не может быть признано использованием товарного знака, поскольку ключевое слово является одним из технических критериев показа рекламного объявления в поисковой строке, а значит не индивидуализирует какие-либо товары или самого рекламодателя, и не создает возможности смешения товаров собственника и рекламодателя.
Использование чужих ТЗ при торговле и в рекламных компаниях
Следует отметить, что интернет-магазины, которые занимаются продажей товаров, маркированных чужим товарным знаком, вправе использовать товарные знаки собственников в рекламе своей деятельности, если не нарушается законодательство о рекламе. В частности, такое использование ТЗ не должно вводить потребителя в заблуждение относительно взаимоотношений и права собственности компании-производителя, обладающей правами на ТЗ, и рекламодателя. У покупателей не должно создаваться впечатления, что рекламодатель является официальным дилером правообладателя.
Эта статья полезна как правообладателям, так и другим субъектам рыночных отношений. Рекламодатели смогут правильно использовать упоминания торговых знаков, не навлекая на себя юридические риски и не нарушая права собственников. А правообладатели при отслеживании действий по использованию своего ТЗ смогут различать правомерное использование от неправомерного, чтобы не обременять себя безосновательными судебными тяжбами и спорами.
Юридический отдел Центра аналитических исследований |