Дискредитация конкурентов как форма недобросовестной конкуренции

14 марта 2022     1412

 

На сегодняшний день можно говорить о распространении такого явления как недобросовестная конкуренция. При этом проявляться она может в разных формах. Одной из таких форм следует назвать дискредитацию конкурентов.

При этом дискредитация имеет своей целью привлечение потребителей к собственной продукции путем распространения недостоверной информации о конкуренте, его товарах и услугах.

В таком случае наиболее простой вид дискредитации – недобросовестная реклама. В связи с тем, что в нынешнее время особое распространение получают информационно-телекоммуникационные технологии, то и реклама такая начинает распространяться достаточно стремительно через сеть Интернет.

Дискредитация конкурентов имеет ряд отличительных признаков, которые ее позволяют выявить. Так, из самой цели дискредитации следует то, что речь идет о распространении недостоверной информации о конкуренте, его товарах и услугах. Именно это является основополагающим признаком, который позволяет отграничить дискредитацию конкурентов от иных смежных явлений.

Соответственно, распространяемые сведения в таком случае должны быть ложные, неточные или искаженные. Определение данных терминов установлено в рамках антимонопольного законодательства, поскольку их понимание имеет основополагающее значение для квалификации действий нарушителя как дискредитация конкурентов.

При этом следует иметь в виду, что не всякое распространение не соответствующих действительности сведений, дискредитирующих другой хозяйствующий субъект, может быть признано актом недобросовестной конкуренции, а лишь такое, которое непосредственно способно оказать влияние на конкуренцию, то есть непосредственно предоставить лицу, распространившему информацию, преимущества перед конкурентами и причинить им вред.

Для того, чтобы определить, является ли спорная информация оценочным суждением, проводится словесно-контекстный анализ теста публикации.

Дискредитация может существенным образом препятствовать хозяйствующему субъекту в осуществлении предпринимательской деятельности. Поэтому еще один признак данной формы недобросовестной конкуренции – вред, выраженный в виде причинения убытков или ущерба деловой репутации конкурента.

Примером дискредитации может быть насмехание над конкурентом. Данные действия получили название как «троллинг». Например, стратегия самопрезентации в рекламной коммуникации может проводиться путем дискредитации конкурентов, и коммуникативная цель тогда будет заключаться в формировании негативного отношения потребителей рекламы к конкурентам. Это может проявляться в виде приема языковой игры.

Таким образом, дискредитация как форма недобросовестной конкуренции имеет свои характерные признаки, установление которых в действиях хозяйствующего субъекта – конкурента, позволяют сделать вывод о наличии акта недобросовестной конкуренции путем дискредитации. Важной задачей для правоприменителя при квалификации действий в качестве указанной формы недобросовестной конкуренции является оценка информации. А именно:

- соответствуют ли действительному положению дел распространенные сведения о хозяйствующем субъекте;

- способны ли они оказать преимущества в конкурентной борьбе, причинить имущественный вред и ущерб деловой репутации.

На сегодняшний день дискредитация конкурента не является редкостью. На практике данные деяния встречаются все чаще и чаще. В связи с этим следует понимать, что дискредитация конкурента является проявлением недобросовестной конкуренции, поэтому за такие действия установлены соответствующие меры ответственности.

 

 

 

Юридический отдел Центра аналитических исследований

ЦАИ