Антикризисные мероприятия для бизнеса
Кризис – это время роста и новых возможностей.
Предлагаю посмотреть на происходящие события как на шанс проверки бизнеса на прочность, его готовность к быстрому перестроению, и выявление слабых сторон, на которые требуется сосредоточить основные бизнес усилия.
В первую очередь стоит обратить внимание на кадровые вопросы — это ваше преимущество. В кризисный период кадровые решения даются проще, поскольку на трудовом рынке появляется большое количество заинтересованных в работе специалистов и возникает серьезная конкуренция за стабильный доход. Это прекрасное время для установления персональной ответственности сотрудников, направленной на повышение эффективности и результативности работы, посредством внедрения системы KPI (ключевые показатели эффективности). Если бизнес не развивается, а стагнирует и запас прочности не позволяет развивать новые направления с отложенной перспективой дохода, то нужна кадровая оптимизация, действия по качественному и количественному преобразованию штата с целью повышения экономических результатов компании:
-
кадровые перестановки (замена одних другими);
-
перевод на частичную занятость;
-
сокращение сотрудников.
Кадровая оптимизация – болезненный процесс для сотрудников и чтобы сохранить рабочую атмосферу, необходимо проводить своевременную разъяснительную работу с коллективом.
Если бизнес ранее не смог сформировать фонд резервов или для этого не было возможности, то запас прочности зависит от оперативной деятельности и того, как быстро компания способна мобилизоваться. В кризисной ситуации привычные мероприятия перестают давать ожидаемый результат и важно осуществить переход в режим «ручного управления», когда мелочей больше нет, отслеживается всё. И фокус направляется на оптимизацию постоянных расходов. Стоит отказаться от расходов, которые не принесут ожидаемой прибыли в обозримой перспективе и утратили свою актуальность в нынешних условиях.
К примеру:
-
отказаться от лишней офисной или складской площади либо передать в субаренду;
-
продать лишнюю, незадействованную рабочую мебель и технику, не рекомендуется её отдавать на хранение, поскольку за время хранения б/у мебель и техника «съест» свою стоимость, изменится ситуация к лучшему – будут возможности для её приобретения;
-
пересмотреть с арендодателем ставки арендных платежей, договорится об арендных каникулах,
-
приостановить расходы на новые проекты с дальним горизонтом дохода и низкой вероятностью реализации;
-
выделить мотивационную составляющую в заработной плате, увязав с ближайшими оперативными целями;
-
воспользоваться кредитными каникулами при наличии такой возможности;
-
пересмотреть маркетинговые расходы, нацеленные на новые проекты с низкой вероятностью реализации, в иных случаях может потребоваться увеличение данных расходов для удержания либо масштабирования рынка.
Ключевой подконтрольный ресурс, требующий оперативного внимания – денежный. Работа в этом направлении позволит компании не уйти в глубокий кассовый разрыв. Для этих целей составляется ежедневный платежный календарь с проработкой каждого платежа на предмет его актуальности и возможности переноса срока платежа на более поздний срок, иногда с выплатой штрафных санкций и неустоек, как альтернатива заимствования денег под проценты. Одновременно ведется работа с дебиторской задолженностью по плану:
-
составляется список должников с указанием категории (статуса) контрагента, суммы и срока задолженности;
-
определяются риски неплатежа;
-
предоставляются скидки за досрочное погашение долга (стимулирующие мероприятия);
-
пересматриваются условия постоплаты по рисковым контрагентам на частичную или полную предоплату либо работа с банковскими гарантиями в качестве обеспечения обязательств по оплате товара (работ/услуг);
-
направляются извещения о нарушении сроков оплаты;
-
ведется претензионная работа с обращением в суд.
В работе с дебиторской задолженностью необходимо проявлять дипломатичность. Удержание и поддержание надежных партнерских отношений позволит сосредоточиться на других актуальных задачах, но в работе с дебиторской задолженностью важно не допустить перехода долга в разряд безнадежного.
Предпринимаемые действия в работе с дебиторской задолженностью аналогично могут быть использованы кредиторами и к этому нужно быть готовым. Имеет смысл, при наличии такой возможности, рассмотреть продажу долгового обязательства, зачет взаимных платежных требований, замену одного обязательства другим (новация).
Правило антикризисного управления – все ресурсы (активы) направляются в работу, а для этого проводится их ревизия. Объективная оценка эффективности ресурсов позволяет выявить балласт, который тянет за собой расходы на хранение, консервацию в связи с простоем, теряет свою стоимость во времени и приходит в негодность. Товары (запасы, основные средства), не участвующие в качестве залогового обеспечения кредитов, с отсутствующим покупательским спросом (не используемые в производстве, услугах), с целью высвобождения денег стоит:
-
реализовать с дисконтом;
-
оформить бартерную сделку на востребованные ресурсы;
-
передать в аренду.
И главное, не стоит начинать новое дело, в котором у вас нет компетенции. Если вы продавали квартиры или делали ремонты, переключиться на производство нового продукта, о котором у вас нет четкого понимания, не получится. И дело даже не в технической стороне вопроса, а в банальном опыте, наработанных навыках и команде специалистов. Не надо ставить невыполнимых задач. Оценив ситуацию и ответив на вопросы можно легко провести параллели между спросом и тем, что вы можете предложить:
-
чем вы занимаетесь;
-
кому интересен продукт;
-
есть ли спрос в дальнейшем;
-
что еще можете предложить клиентам;
-
в чем ваши покупатели нуждаются.
Это откроет новые возможности вашему бизнесу. Новые обстоятельства способствуют проявлению нестандартных, творческих решений, командного взаимодействия. Общайтесь с единомышленниками, бизнес-партнерами, объединяйтесь в решении похожих задач, распределяя между собой расходы — это позволит быстрее достичь поставленной цели с меньшими затратами.